Пророк не учил убивать

модумрб

Что могут противопоставить государство, общество и священнослужители радикализму и экстремизму?

Башкортостан справедливо входит в число спокойных регионов, где нет межнациональной розни, не совершаются теракты, и люди без опаски ходят по улицам. Но это не значит, что радикалисты и экстремисты обходят республику стороной. И хотя в последние несколько лет активность международных террористических организаций резко пошла на убыль, она не прекратилась. Так, только за 2017 год сотрудники управления ФСБ по РБ пресекли деятельность нескольких экстремистских ячеек запрещенных в России организаций — «Хизбут-Тахрир аль-Ислами», «Таблиг Джамаат», «Исламское государство», «Нурджулар». По нескольким делам уже вынесены судебные решения. Спецслужбы успели вовремя. Материального ущерба члены этих ячеек нанести не успели, физически от их действий тоже никто не пострадал. Но то, что радикальные идеи захватили чьи-то умы и души, свидетельствует, что упали они на подготовленную почву.

Тайное стало явным

В мае 2017 года сотрудники УФСБ по РБ задержали жителя Дюртюлинского района, который вербовал своих земляков в ИГИЛ и помогал им выехать в Сирию. Он стал фигурантом у головного дела, возбужденного по статье «Содействие террористической деятельности». Ранее был арестован еще один террорист, участник незаконного вооруженного формирования «Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар», запрещенного в России. Мужчина воевал на стороне боевиков против правительственных сил Сирии. В мае 2017 году он нелегально пересек сирийско-турецкую границу, где его задержали местные правоохранители и выдворили в Россию. В его отношении возбуждено уголовное дело, причем обвиняемый признал свою вину и сейчас сотрудничает со следствием. 27 февраля вступил в силу приговор еще одному боевику этой организации, 30-летнему уфимцу. Следующие девять лет и три месяца он проведет в колонии строгого режима.

Территория веры

Почему наши сограждане примыкают к рядам экстремистов и готовы воевать за ложные идеалы, за круглым столом в редакции «РГ» обсуждали эксперты.

Основными причинами радикализма и экстремизма, по мнению советника Совета по государственно-конфессиональным отношениям при главе РБ Руслана Карамышева, являются нерешенность проблем, связанных с вероисповеданием и практикой жизни молодых мусульман.

— Они сталкиваются с целым рядом трудностей. В частности, не имеют возможности носить хиджаб в школе или на работе, обучать детей по мусульманским канонам. Мало развита и сфера исламского сервиса. Большие вопросы возникают и в семейно-брачных отношениях, включая знакомство по законам шариата, создание семьи, разводы. Проблем много, и когда они не решаются, молодые люди могут попасть в сети деструктивных организаций. Имено там им говорят, что все это можно решить только в халифате. Однако все вышеназванные проблемы — не молодежные, а социальные.

Почему все же именно молодежь является наиболее уязвимой группой населения? По словам Руслана Карамышева, те, кто родился в «нулевые», более свободны, уверены в себе, меньше боятся каких-то вещей, лучше работают с информацией. Но они не умеют ставить цели ни перед собой, ни перед другими. У них снижен критический уровень восприятия действительности, они очень доверчивы. К тому же в интернете они видят примеры красивой жизни, больших доходов. Реальность же совсем иная, и это порождает когнитивный диссонанс. В связи с этим у молодых людей может проявится определенный моральный сдвиг, что, в свою очередь, порой приводит их к радикализму и экстремизму. И с такими явлениями необходимо бороться.

Пока же, считает Руслан Карамышев, в работе с молодежью совершаются ошибки:

 — Мы или реагируем на каждый выпад, или храним гордое молчание, игнорируя проблемы, которые накапливаются и приводят к какому-то взрыву. Не нужно ждать этих взрывов, необходимо уже сейчас начинать диалог с молодежью. Если мы увидели, что есть конфликт, пора начинать диалог.

 

 

Знание — сила

ДУМ РБВ 2012 году на молодежном форуме я обозначил проблему, что, с одной стороны, среди молодежи идет радикализация, а с другой — в обществе нарастает исламофобия. Если люди видят мусульманина в тюбетейке, с бородой, то сразу вешают на него ярлык экстремиста. Предвзято относятся и к священнослужителям. Но надо признать: для этого есть основания, раз молодежь уезжает воевать за рубеж. На этом форуме мы объявили акцию «Ислам против экстремизма», — рассказал заместитель председателя Духовного управления мусульман РБ Айнур Арслан.

—Молодежь понятливая, но ей нужно давать ориентиры, просвещать, объяснять, и лучше всего в той форме, которую они легко воспринимают, — продолжил тему руководитель молодежного отдела ДУМ РБ Тимур Валитов. — Мы провели серию лекций-концертов «С наилучшими пожеланиями», когда в перерыве между номерами в исполнении известных артистов выступали богословы с изобличением религиозных экстремистов. Они рассказывали, чего следует опасаться, какие уловки используют радикалисты, чтобы завлечь в свои сети. Мы объехали десять районов республики, последний концерт дали в Уфе. Эффект был колоссальный, получили много откликов. Оказалось, молодежь интересуется исламом. Но те, кто хотел бы стать мусульманином, редко приходят в мечеть. Одни говорят, что не доросли, другие боятся, что на них будут косо смотреть, потому что они не знают правил. Именно для работы со светской молодежью создано волонтерское движение «Рух». Его участники посещают детские дома, дома престарелых, больницы. Кстати, опыт работы в социальной сфере и благотворительности переняли у христиан во время молодежного межконфессионального форума «Диалог религий — основа национального единства». Последовав примеру православных, открыли при молодежном отделе несколько секторов по разным направлениям. Инициативная группа из координаторов секторов участвует в акции «Мир без границ», которую мы проводим в вузах в виде тренингов. Приглашаем молодых мусульман, добившихся успеха в разных сферах — проповедников, бизнесменов, спортсменов, артистов. Они рассказывают о возможностях, которые есть у каждого, чтобы реализовать себя. И для этого вовсе не обязательно отращивать бороду и ехать воевать за чьи-то идеалы. Кроме того, для просвещения молодых людей начали выпускать газету «Нур» и создали свои страницы в соцсети ВКонтакте и Инстаграмм.

Широким фронтом

Профилактика радикализма и экстремизма — дело общее, требующее объединения усилий государства, общества и религиозных институтов. В республике координирующая роль принадлежит Совету по государственно-конфессиональным отношениям при главе РБ.

ДУМ РБ— Представители Совета активно участвуют во всех научно-практических конференциях, которые проводят Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (БГПУ), Российский исламский университет (РИУ), Духовное управление мусульман Республики Башкортостан и Башкирский государственный университет, — рассказал Руслан Карамышев. — Также мы выезжаем для встреч со студентами. Мы — это объединенная лекторская группа, куда входят представители Совета, Центра по противодействию экстремизму МВД по Республике Башкортостан, Института стратегических исследований и молодежного отдела Духовного управления мусульман республики.

Мы объясняем, что считаем религию социальным партнером государства, так как она прививает определенные моральные правила, отрицает насилие как способ решения конфликтов.

Термин «религиозный экстремизм» несостоятелен, так как он подразумевает, что корни этого явления заложены в самой религии. На самом деле вера не призывает к экстремизму. Хотя он есть в религиозной среде. И именно его профилактикой занимаются информационно-просветительские группы, которые формируются на базе педуниверситета. Они ездят по всей республике, охватывая 18-20 районов в год. С 2017 года мы начали использовать кустовой метод. Группа работает с тремя целевыми аудиториями. В первую входят государственные и муниципальные служащие, весь актив района — главы сельских поселений, члены комиссий по государственно-конфессиональным отношениям, редакторы газет, директора муниципальных учреждений. Во вторую — священнослужители. В третью — старшеклассники и учащиеся ссузов. Так как аудитории разные, с каждой из них проводится отдельная работа. Никакой миссионерской деятельности мы не ведем, просто отвечаем на вопросы.

Так, например, чиновников интересу ют мигранты, которые приезжают в район, обустраиваются и начинают проводить какие-то обряды, что вызывает настороженность. Мы объясняем, что мигранты — в основном жители бывшего СССР, они знают русский язык, стараются работать. Они ходят в те же мечети, что и местные жители.

Учителя спрашивают, как можно оградить детей от влияния Интернета. Но контролировать всемирную сеть нереально. Поэтому рассказываем, что блокировать токсичный контент еще можно и должно в школе, но дома у ребят — полный простор. И на передний план борьбы нужно выйти педагогам и священнослужителям.

Ислам должен быть просвещенным

Особая роль отводится работе с молодежью священослужителей. Айнур Арслан подчеркнул:

ДУМ РБ— Необходимо менять мировоззрение молодежи. Светской — объяснять, что такое ислам, радикализм. Мусульманской — рассказывать о вреде радикальных идей, которые распространяют так называемые джихаддисты. Сегодня войны за умы и души подрастающего поколения идут в интернете, в соцсетях. И происходит это у всех на виду. Родители могут даже не знать, с кем переписывается их сын или дочь в каком-нибудь мессенджере.

Все начинается довольно безобидно, с разговоров о космологии. Идет спор о Боге: каков он, похож ли на человека или, напротив, сравнивать с людьми его нельзя? Вроде бы разговоры касаются теологических вещей. Однако я работаю с молодыми людьми и вижу, что на их поступки влияет то, как они представляют себе Бога. Если это образ злого, карающего Бога, ненавидящего представителей других вероисповеданий и любящего только своих последователей, то, значит, правоверный мусульманин тоже должен ненавидеть всех заблудших. Логика такая: «Мне шейх сказал, что убить неверного не грех. И есть брат, который предлагает это сделать».

Именно из-за такой религиозной безграмотности молодежь «ловится» на крючок экстремистов. Вербовщики выпускают книги с нужной им трактовкой основ религии, распространяют их, находят тех, кто все сделает сам — и денег раздобудет, и создаст ячейку, и пойдет воевать. Я часто задаю вопрос: что такое джихад? Мне отвечают — священная война с неверными. Но ведь это не так. Однажды пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся с жестокой битвы и сказал своим ученикам: «Мы пришли с малого джихада, теперь нам предстоит большой». Ученики испугались, думая, что им придется снова проливать кровь. Но пророк ответил: большой джихад — это битва с самим собой, со своим эго, страстями, грехами.

Пророк не учил убивать. Коран пропитан духом плюрализма.

Хорошо забытое старое

Всего этого, к сожалению, большинство людей, в том числе и верующих, не знают.

Объяснить понятно и доходчиво может только тот, кто сам хорошо разбирается в теме. В первую очередь — священники. Но готовы ли имамы к новым вызовам? Айнур Арслан считает, что в современных условиях требуются священнослужители нового поколения.

ДУМ РБ— Мы хотим возродить наше отечественное богословие, традиции тех религиозных деятелей, которые жили до революции, боролись с экстремизмом и преуспели в этом — Ризаитдин Фахреддин, Зайнулла-ишан Расулев, Утыз Имани, Муса Бигиев, Мифтахетдин Акмулла. Они были проповедниками-просветителями, представителями просвещенного ислама, открывали медресе, где наряду с исламскими знаниями преподавали светские науки — философию, математику, физику, биологию. Готовили современного человека с широким кругозором. При Советской власти все это было уничтожено. Но теперь мы станем обучать имамов в том же духе. Чем больше их появится, тем меньше места останется для идей радикализма и экстремизма. Ислам должен быть просвещенным, его смысл — в созидании, милосердии, гуманизме, терпении, любви. Намазы нужны, чтобы развивать эти качества, а не наоборот.

Молодежь это хорошо воспринимает. Сейчас она образованная, и ее не устраивает средневековая трактовка ислама. С коллегами из БГПУ мы начали выпускать учебно-методический комплекс «Введение в исламскую этику», где рассматривается обновленное понимание. Он включает в себя учебник, хрестоматию, рабочую тетрадь и рекомендации тем, кто будет преподавать.

В октябре соберем 50 лучших, продвинутых, образованных имамов, муэдзинов, преподавателей медресе и будем обучать их в течение месяца. Каждый затем получит учебно-методический комплекс и начнет работу. А первое новометодное медресе скоро откроется в Сибае, затем по его образцу будут создаваться аналогичные по всей республике.

Сегодня около ста мечетей — без имамов, при том что желающих много, но все кандидаты радикализированы. На подходе — новые кадры.

—Обучение священнослужителей происходит в Российском исламском университете по программам подготовки служителей и религиозного персонала, теории и практики управления религиозной организацией, в БГПУ есть курсы повышения квалификации. Существует система партнерских отношений между БГПУ и РИУ с ЦДУМ России. Вузы получают значительные средства из Фонда поддержки развития исламской культуры, науки и образования в Москве. В рамках этой программы в 2017-2020 годах проводятся мероприятия по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, — отметил Руслан Карамышев.

Но дефицит кадров порожден и другой, достаточно острой, проблемой. Молодые имамы неохотно идут в мечети, и их можно понять. Работают они там без зарплаты, что не позволяет им обеспечивать семью. Никаких соцгарантий им никто не дает, ведь религия отделена от государства. Но, кажется, пути решения наметились.

— Мы вводим статус двойного диплома, когда молодой человек учится в медресе и параллельно — в техникуме, осваивая новую специальность, которая позволит зарабатывать. Так уже делают в Уфе и Октябрьском, — объяснил Руслан Карамышев. — У молодежи много возможности для самореализации — это и индустрия халяль, и исламский банкинг, и различные формы производственной кооперации. Будем подключать к этой работе специалистов из министерства молодежной политики и спорта, которые занимаются молодежными инновационными проектами, грантами, реализацией молодежных инициатив.


Заметка⇒Уфимцы, пришедшие на избирательные участки проголосовать на выборах президента России 14 марта 2018 год, даже и не догадывались, что они могли стать жертвами чудовищного преступления. Как сообщили в пресс-службе УФСБ по Республике Башкортостан, двое жителей республики 1974 и 1995 годов рождения, являющихся членами праворадикальной группировки, готовили террористические акты. Они собирались заминировать избирательные участки, совершить взрывы и поджоги в местах массового скопления людей и тем самым сорвать выборы. Экстремисты имели высокую степень организованности, соблюдали меры конспирации при проведении встреч, придерживались строгой внутренней дисциплины. Каждому участнику отводились определенные роли и задачи. Однако планам не суждено было сбыться. Неудавшихся террористов арестовали, были возбуждены уголовные дела по обвинению в их незаконном приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке или ношении взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также в теракте. В ходе обыска их жилищ изъяты подготовленные самодельные взрывные устройства, карты Уфы с обозначением возможных мест совершения терактов. Сейчас оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия продолжаются.

Источник: РОССИЙСКАЯ газета